Медико-психологический центр "Инсайт"
Индивидуальная и семейная психотерапия, психотерапевтическая, сексологическая помощь, групповые тренинги. Обучение специалистов.

 

Песочная терапия для детей

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В детстве мы все играли в песочнице: строили "замки",  лепили "куличики", не придавая этому действу особого значения. Можно сказать, что песочная терапия для детей была создана самими детьми. Однако сам метод — песочная терапия — был разработан Карлом Густавом Юнгом, а распространена песочная терапия для детей была психологом и педиатром Маргарет Левенфельд. Именно она разрешала деткам игры с песком прямо у себя в кабинете на полу.
На сегодняшний день песочная терапия – очень известная и эффективная психотерапевтическая методика наряду с такими, как сказкотерапия, рисование, работа с пластилином и глиной, музыкотерапия и др. Однако по сравнению с различными формами арт-терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции.
Песочная терапия – это, прежде всего, возможность самовыражения. Песок, вода и несколько  маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребенку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Именно поэтому мы используем песочную терапию на занятиях в нашем центре.
В песочной терапии используется поднос стандартного размера, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Коллекция включает в себя все возможные объекты, которые только встречаются в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует.
Песочная терапия полезна, если у Вашего ребенка:
  • застенчивость, неуверенность в себе
  • агрессия, тревожность, страхи
  • плохой сон, ночные кошмары
  • плохо развита мелкая моторика
  • истерики, непослушание, капризы
  • логоневроз (заикание), задержка развития речи и другие речевые проблемы
  • нет взаимопонимания с родителями
  • проблемы взаимоотношений с детьми
  • ребенок пережил сильный стресс
В чем отличие занятий по песочной терапии в нашем центре от обычной игры в песок?
  В первую очередь ребенок не просто играет в песок, а придерживается определенной программы занятий, которую индивидуально для каждого ребенка разрабатывает психолог с учетом запроса родителей и интереса ребенка. Занятия по песочной терапии при необходимости могут дополнительно включать в себя различные виды арт-терапии, сказкотерапии. Проводит занятия квалифицированный клинический (медицинский) психолог. Поэтому при разработке занятий будут учтены все особенности развития ребенка, а не просто подобрана готовая программа.
Мы придерживаемся следующих основных принципов песочной терапии:   
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
2.Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
 
Какие результаты мы можем получить при работе с песком:
  • улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;
  • исчезнут страхи, будут отреагированы негативные эмоции и переживания;
  • произойдет развитие воображения, творческого потенциала;
  • улучшатся показатели мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;
  • нормализуется самооценка и появится уверенность в себе;
  • будет быстрее и легче происходить адаптация в новой среде (детский сад, школа);
  • нормализуются взаимоотношения с родителями и сверстниками;
  • сформируются положительные черты характера.
 
Необходимо помнить, что полученные результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале коррекционного курса.