Медико-психологический центр "Инсайт"
Индивидуальная и семейная психотерапия, психотерапевтическая, сексологическая помощь, групповые тренинги. Обучение специалистов.

 

Когда любовь - страдание

Когда приходит любовь
душа переполняется неизменным блаженством.
А знаешь почему?
Знаешь от чего это ощущение огромного счастья?
Только оттого, что мы вооображаем, 
будто пришел конец одиночеству.
Ги де Мопассан
 
 
 
Когда любовь – страдание.

На одной из встреч моя клиентка обратила внимание на то, что ее любовь к мужчинам приводит всегда к бесконечным страданиям и боли… «Я его жду, переживаю, где и что с ним, забочусь о нем. А в ответ? Тишина. Мне 36 лет, и я до сих пор одна. Мои годы уходят, часики тикают, я старею. Нет ни семьи, ни детей. Все начинается прекрасно, я желанна, меня любят и мне хорошо, но и заканчивается все одинаково – он уходит…». Что со мной не так? Как так происходит, что я до сих пор одна? Эти вопросы задают себе тысячи женщин разного возраста. Внешне они красивы, симпатичны, достаточно образованы и умны, рассудительны, не склочны, умеющие заинтересовать собеседника, часто материально независимые. Но одиноки…Это только один из жизненных сюжетов. Может быть и другой, однако результат - он или онауходят… Она спрашивает меня: «А что же такое любовь? Что она означает? Может, я неправильно любовь представляю?»
Что же говорит об этом наука и психология?
Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Любовь выступает важнейшим субъективным индикатором счастья.
Древние греки разделяли любовь на четыре основных типа: агапэ, эрос, филиаи сторгэ.
Агапэ – любовь-сострадание. Высший тип любви. Это безусловная любовь с самыми глубокими чувствами, когда любящий человек отдает всего себя, не ожидая ничего взамен. Такая любовь – для другого и ради другого, она полна самоотречения и жертвенности. Все мировые религии считают такую любовь высшим земным чувством человека.
Эрос – страстная любовь. В основе ее лежит, конечно, сексуальная страсть, но страсть может быть не только телесной, но и духовной (например, бывают страстные любители футбола). Эрос – это восторженная, бурная влюбленность, но страсть здесь пылает не столько для другого, сколько для себя, в ней очень много эгоцентризма. (Кстати, вам не кажется, что именно бог страстной любви Эрос придумал фразу «заниматься любовью»?)
Филиа – сыновья любовь, любовь-дружба (как между родителями и детьми). Это более спокойное, более духовное чувство. Здесь любовь проявляется через лояльность по отношению к семье, друзьям и обществу; как правило, при филиа происходит совместное использование духовных ресурсов при взаимном ожидании чего-то взамен. В учении Платона о любви филиа возводится на высшую ступень. Ну, Платону виднее!
Сторгэ – супружеская любовь, любовь-нежность, которая является следствием взаимной привязанности. Она полна внимания любящих людей друг к другу.
Позже стали выделять и другие разновидности типов любви. Среди них есть один интересный тип, о котором стоило бы упомянуть: Маниа – любовь-безумие, любовь-одержимость (греческое слово «маниа» означало безумие, влечение, страсть). Эта любовь базируется на длительном эмоциональном экстазе, одержимости чувствами, переоценке значимости этой любви. Безумие от богов – так называли греки эту любовь. Симптомы такой любви увековечили Платон и Сафо – сердечный жар, потеря сна и интереса к еде, смятение и боль мятущейся души.
Согласно Аристотелю, целью любви является дружба, а не чувственное влечение. Аристотель предложил так определить понятие любви: «Любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него (то есть этого другого человека), а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага»
Известный философ-неофрейдистЭрих Фромм считал, что человеку свойственно «стремление к межличностному единению», но считал, что этого единения можно достигать принципиально разными путями, в связи с чем использовал в своих работах слово «любовь» для обозначения конкретной формы межличностного единения, имеющей, по его мнению, «идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах, прошедших четырёх тысячелетий истории Запада и Востока». По мнению Фромма, такая любовь является «зрелым ответом на проблему человеческого существования», в то время как другие формы межличностного единения являются разрушительными.
Эрих Фромм в своих работах сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения». Вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её». Он также говорит о глубоком отличии зрелой любви от её незрелых форм и всесторонне исследует предмет любви.
«Если человек любит только одного человека и безразличен ко всем другим, его любовь — это не любовь, а симбиотическая привязанность, или расширенный эгоизм».
Плодотворная любовь подразумевает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Она является деятельностью, а не страстью.
Л. Н. Толстой полагал, что «Любовь есть единственная разумная деятельность человека» и предостерегал:
«Любовь эта, в которой только и есть жизнь, проявляется в душе человека, как чуть заметный, нежный росток среди похожих на неё грубых ростков сорных трав, различных похотей человека, которые мы называем любовью. Сначала людям и самому человеку кажется, что этот росток, – тот, из которого должно вырастать то дерево, в котором будут укрываться птицы, – и все другие ростки все одно и то же. Люди даже предпочитают сначала ростки сорных трав, которые растут быстрее, и единственный росток жизни глохнет и замирает; но еще хуже то, что еще чаще бывает: люди слышали, что в числе этих ростков есть один настоящий, жизненный, называемый любовью, и они вместо него, топча его, начинают воспитывать другой росток сорной травы, называя его любовью. Но что еще хуже: люди грубыми руками ухватывают самый росток и кричат: «вот он, мы нашли его, мы теперь знаем его, возрастим его. Любовь! Любовь! высшее чувство, вот оно!», и люди начинают пересаживать его, исправлять его и захватывают, заминают его так, что росток умирает, не расцветши, и те же или другие люди говорят: все это вздор, пустяки, сентиментальность. Росток любви, при проявлении своем нежный, не терпящий прикосновения, могущественен только при своем разросте. Все, что будут делать над ним люди, только хуже для него. Ему нужно одного, – того, чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое одно возращает его»
В. С. Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевлённого существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни и выделяет три её вида:
- любовь, которая более даёт, чем получает, или нисходящая любовь (лат. amordescendens) — к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создаёт отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт;
- любовь, которая более получает, чем даёт, или восходящая любовь (лат. amorascendens) — к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться также на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества;
- любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amoraequalis) — к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.
Также Соловьёв пишет, что с точки зрения этики любовь представляет собой сложное явление, состоящее из:
- жалости, преобладающей в родительской любви;
- благоговения, преобладающего в любви детей к родителям и вытекающей из неё религиозной любви;
- чувства стыда, в соединении с двумя первыми элементами образующего человеческую форму половой или супружеской любви.
        Психологи не дают любви однозначного определения.
Продолжая разговор со своей клиенткой, я обратила внимание на ее  поведение в отношениях с мужчинами. Она ответила мне: «Я очень часто оправдываю их и их поступки, понимаю, поддерживаю, жалею. Сдерживаю свои эмоции, терплю их недовольство, обвиняю себя. То есть веду себя как «идеальная женщина» для мужчины. У меня одна цель – сделать ему хорошо и чтобы он был со мной, а про себя я забываю».Ее потребности в этих отношениях были не удовлетворены, но разорвать их она была не в силах. Так это любовь? Да, но какая?
Это сильная любовь, как жажда, как пагубная привычка, как страсть.
Известный американский терапевт Робин Норвуд в своей книге «Женщины, которые любят слишком сильно» пишет: «Что же побуждает столь многих женщин, ищущих любви и любящего мужчину, роковым образом неизбежно находить невнимательных, эгоистичных партнеров, не отвечающих им взаимностью». Большинство женщин верят, что драматическая, неразделенная любовь, несущая с собой страдания, боль и разочарование – единственный возможный вид настоящей, подлинной любви. И еще возможность избежать одиночества.
Эту книгу посоветовала мне почитать одна из моих клиенток, обратившейся с проблемой зависимости от отношений с мужчиной. Она  попросила меня помочь избавить ее от этих страданий. Я с удовольствием прочитала ее сама и поняла, почему она пришла ко мне. Мотивом для ее обращения была как раз первая рекомендация из этой книги – обращение за помощью. С ее слов эта книга помогла понять ей свою сложность, увидеть причину ее страданий, но самостоятельно она не смогла бороться со своими недостатками в одиночку. Возможно, она чем-то поможет и Вам.

Наталья Тропина