Медико-психологический центр "Инсайт"
Индивидуальная и семейная психотерапия, психотерапевтическая, сексологическая помощь, групповые тренинги. Обучение специалистов.

 

Азбука семьи

Семья представляет собой очень древнее образование. Эта социальная единица существует сегодня во всех частях света. Глядя назад, можно заметить признаки существования семьи во всех цивилизациях, сведения о которых до нас донесла история. С одной стороны, прошедшие тысячелетия – большой срок, чтобы свыкнуться с самим фактом существования семьи. Но с другой стороны, каждое новое поколение создает ее заново.
Семья — ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство (Соловьев Н. Я., 1977).
       Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции. Функция —  это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Традиционно выделяются следующие функции:
- воспитательная, любая семья всегда кого-то воспитывает: детей,  внуков, супругу или супруга …
- хозяйственно-бытовая, жилье, пища, деньги… 
- эмоциональная, уважение, сопереживание, поддержка, защита…
- функция духовного (культурного) общения,  досуг, отдых, хобби, увлечения, вероисповедание….
- функция первичного социального контроля, обеспечение выполнения социальных норм членами семьи
- первичной социальной защиты, социальная реализация членов семьи в обществе, в работе
- сексуально-эротическая

Реализуя свои функции, семья, с одной стороны, удовлетворяет важнейшие естественные, биологические потребности человека. С другой стороны, позволяет человеку достигать определенных целей в общении, в личностном и духовном росте. При этом с развитием семьи ее цели закономерно меняются: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.

Динамика семьи (жизненные циклы семьи) — изменение ее структуры и функций в зависимости от этапов жизнедеятельности. Каждому этапу развития семьи соответствуют определенные закономерности и сложности.
Жизненный цикл семьи:
-    Принятие на себя супружеских обязательств (1-3 год жизни). Вступив в брак, молодые люди присоединяются к двум сложным и расширенным родительским системам. Теперь супруги должны не только приспособиться друг к другу, но также понять, какие традиции родительских семей следует сохранить, а какие создать заново. Необходимо также пересмотреть свои отношения с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками. Налаживание связи с семьей супруга — один из наиболее сложных аспектов взаимного приспособления. Если супруги разрывают отношения с родительскими семьями, то становятся очень восприимчивы друг к другу, потеряв возможность отреагировать скопившееся напряжение в родной семье. Если один или оба супруга излишне привязаны к родительской семье, то это также может внести сложности в их отношения, поскольку мнения родителей могут доминировать над их собственными; существует вероятность того, что родители будут напрямую вмешиваться в жизнь молодой семьи.
-    Освоение супругами родительских ролей (рождение ребенка). С рождением ребенка в семье, нагрузка на обоих родителей увеличиваться, меняются обязанности членов семьи, семья несет повышенную финансовую, эмоциональную и даже физическую нагрузку. Семья вновь вынуждена перестраиваться. Теперь супруги заботятся не только друг о друге, но и своем ребенке. В нашей стране чаще всего женщина уходит в продолжительный декретный отпуск, в ходе которого мужчина, как правило, занят зарабатыванием денег и продвижением по карьерной лестнице. Женщина все больше и больше приобщается к дому, в то время как мужчина неосознанно отдаляется от него. Он начинает воспринимать женщину по-другому и невольно остается в стороне. От главы семьи жена ждет помощи и психологической поддержки, а получает недовольное ворчание и равнодушие к ребенку. В этот промежуток времени муж чувствует себя нелюбимым, ненужным, незаслуженно обделенным вниманием. Как результат — более спокойные представители сильной половины человечества становятся ярыми трудоголиками, задерживаются допоздна на работе, убегают на нее даже в выходные. Другие, более активные, пускаются «во все тяжкие»: находят утешение в компании друзей или — и того хуже — женщин. В это период также происходит снижение романтических настроений партнеров.
-    Принятие факта появления в семье новой личности (ребенку 1-3 года). «Я сам», «Я большой»… Ребенок заговорил, проявляет ко всему интерес, спрашивает, пробует, изучает, что и как устроено. У ребенка появляется власть, но без компетенции. Если появилась власть, надо нагружать ответственностью, т.е. воспитывать. Сложности наступают тогда, когда позиция воспитания не согласована, поскольку каждый из супругов имеет свой опыт и взгляды на воспитание. При этом, лучше знают как воспитывать – родители, влияние которых на семью снова увеличивается, провоцируя напряжение. И все это происходит на фоне так называемых Эдиповых переживаний, когда ребенок тянется к маме, захватывает весомую часть ее внимания, в том числе и того, что положено отцу. Терпения дорогие родители, только терпения…
-    Включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения - детский сад, школа). К 6 годам новый кризис – социум проверяет семью. Совпадает с походом ребенка в 1 класс, первый значимый социальный институт. Семья показывает себя через ребенка обществу (продукт своего воспитания). Типичный конфликт – требование к социальной успешности семьи.
-    Принятие факта вступления ребенка в подростковый период. Следующий сложный период в семье совпадает с непростым периодом в жизни ребенка – половым созреванием. «Самое страшное, что может случиться с семьей – обезьяна с гранатой – появление подростка». Родители ищут психолога для воспитания. Это же время некоторые психологи склонны связывать с так называемым кризисом среднего возраста.
-    Экспериментирование семьи с независимостью подростка. Свобода подростка с одной стороны и зависимость от родителей (территориальная, финансовая) с другой стороны.
-    Уход детей из семьи и необходимость для супругов вновь остаться вдвоем (поступление детей в институт, создание своей семьи). Самый страшный кризис – когда ребенок поступает на первый курс института (либо в другие учебные заведения, армию). Всплывают все непережитые кризисы. Появилось время друг на друга посмотреть. Возникает вопрос: кто здесь? Возрастает напряжение. Часто сбегают жить на работу.
Еще больший отпечаток на отношения супругов накладывает, казалось бы, обыденное явление - когда родительский дом покидают взрослые дети. В данный момент пара теряет свой главный объединяющий их интерес – воспитание детей. Теперь они остаются вдвоем. Женщинам в данный период тяжелее, чем мужчинам, поскольку они в большей степени заняты домом и воспитанием детей.
Один из распространенных конфликтов состоит в том, что когда мужчина достигает среднего возраста и приобретает высокий социальный статус, он становится более привлекательным для молодых женщин, в то время как его жена, для которой физическая привлекательность гораздо более важна, чувствует, что стала менее интересной для мужчин. На этот период приходиться второй пик разводов.
-    Принятие факта ухода на пенсию и старости. На этой стадии старшие члены семьи выходят на пенсию или работают неполный рабочий день. Происходит финансовый сдвиг: старики получают денег меньше, чем молодежь, поэтому зачастую становятся финансово зависимыми от детей. Возможен переезд на новое место жительства в другую местность или на более скромную квартиру (в России иногда возможен отъезд в деревню, на дачу и т. п.).Появление (усиление) соматических заболеваний.
Вместе с тем симптомы одного из супругов помогают другому приспособиться к жизни на пенсии. Например, уйдя с работы, муж может почувствовать, что если он раньше жил активной жизнью, помогал другим, то теперь он оказался никому не нужным и не знает, чем заполнить свое свободное время. Когда его жена заболевает, у него вновь появляется полезная функция: он должен теперь помочь ей выздороветь. Болезнь жены защищает его от депрессии, в которую он впадет, когда ей становится лучше. Если у жены случается рецидив, он снова оживает и может предпринять активные действия.
-    Смерть одного из супругов, одиночество. Прогрессирование заболеваний. В большинстве случаев в семье происходит «тихая бархатная революция», результатом которой является переход всей полноты власти к жене. Далее кто-то умирает, выясняется, что этот ушедший человек настолько много места в моей голове занимал, так, что я на это телом реагирую.
        Данные периоды жизненных циклов проживают большинство семей (и даже где есть один родитель) – это еще периоды риска развития кризиса в семейных отношениях, когда семья сталкивается со сложностями и начинает искать пути выхода из них.
       Вступив в определенный жизненный цикл, семья заходят в тупик. Над семьей нависает – угроза развода, супруги часто ссорятся или конфликтуют  между собой,  недопонимание со стороны близких  приводит к взаимным обидам, случаются измены, ссоры с родителями, сложности с детьми при поступлении их в социальные институты (плохое поведение, снижение успеваемости, конфликты со сверстниками), проблемы на работе,  соматические заболевания, невротические расстройства…

Специалисты нашего центра, единственные в городе врачи-психотерапевты, работающие в паре, окажут помощь семьям, вступившим в кризис, основываясь на системном подходе к семье, которому уже более ста лет. Данный метод системой семейной психотерапии в полной мере учитывает, как тот или иной вопрос связан со всеми остальными сторонами жизни семьи: ее структурой, динамикой и функциями. Системный подход к проблемам и сложностям семьи позволяет не только решить проблему в семье, но и сплотить, объединить семью в целом.
Семейного счастья Вам и благополучия!